Привет, Гость!
Учебник PHP #6
ГЛАВА 6
Объектно-ориентированные возможности РНР
Если вы ориентируетесь в современных технологиях программирования, объектно-ориентированное программирование (ООП) наверняка является частью вашей повседневной работы. Если же вы принадлежите к числу новичков в области ООП, после чтения этой главы и рассмотрения нескольких примеров программирование предстанет перед вами совсем в новом свете. Эта глава посвящена технологии ООП и ее реализации в РНР. В ней описан весь необходимый синтаксис и приводятся примеры, которые позволят вам заняться созданием объектно-ориентированных приложений.
Стратегию ООП лучше всего описать как смещение приоритетов в процессе программирования от функциональности приложения к структурам данных. Это позволяет программисту моделировать в создаваемых приложениях реальные объекты и ситуации. Технология ООП обладает тремя главными преимуществами:
она проста для понимания — ООП позволяет мыслить категориями повседневных объектов;
повышенно надежна и проста для сопровождения — правильное проектирование обеспечивает простоту расширения и модификации объектно-ориентированных программ. Модульная структура позволяет вносить независимые изменения в разные части программы, сводя к минимуму риск ошибок программирования;
ускоряет цикл разработки — модульность и здесь играет важную роль, поскольку различные компоненты ОО-программ можно легко использовать в других программах, что уменьшает избыточность,кода и снижает риск внесения ошибок при копировании.
Специфика ООП заметно повышает эффективность труда программистов и позволяет им создавать более мощные, масштабируемые и эффективные приложения. Многие преимущества ООП обусловлены одним из его фундаментальных принципов — инкапсуляцией. Инкапсуляцией называется включение различных мелких элементов в более крупный объект, в результате чего программист работает непосредственно с этим объектом. Это приводит к упрощению программы, поскольку из нее исключаются второстепенные детали.
Инкапсуляцию можно сравнить с работой автомобиля с точки зрения типичного водителя. Многие водители не разбираются в подробностях внутреннего устройства машины, но при этом управляют ею именно так, как было задумано. Пусть они не знают, как устроен двигатель, тормоз или рулевое управление, — существует специальный интерфейс, который автоматизирует и упрощает эти сложные операции. Сказанное также относится к инкапсуляции и ООП — многие подробности «внутреннего устройства» скрываются от пользователя, что позволяет ему сосредоточиться на решении конкретных задач. В ООП эта возможность обеспечивается классами, объектами и различными средствами выражения иерархических связей между ними (классы и объекты рассматриваются ниже).
РНР и ООП
Хотя РНР обладает общими объектно-ориентированными возможностями, он не является полноценным ОО-языком (например, таким, как C++ или Java). В частности, в РНР не поддерживаются следующие объектно-ориентированные возможности:
множественное наследование;
автоматический вызов конструкторов (если вы хотите, чтобы при конструировании объекта производного класса вызывался конструктор базового класса, вам придется вызвать его явно);
абстрактные классы;
перегрузка методов;
перегрузка операторов (это связано с тем, что РНР является языком со свободной типизацией, — за дополнительной информацией обращайтесь к главе 2);
закрытый и открытый доступ, виртуальные функции;
деструкторы;
полиморфизм.
Но и без всего перечисленного вы все равно сможете извлечь пользу из объектно-ориентированных возможностей, поддерживаемых РНР. Реализация ООП в РНР оказывает колоссальную помощь в модульном оформлении функциональности вашей программы.
Классы, объекты и объявления методов
Классы образуют синтаксическую базу объектно-ориентированного программирования. Их можно рассматривать как своего рода «контейнеры» для логически связанных данных и функций (обычно называемых методами — см. ниже). Класс представляет собой шаблон, по которому создаются конкретные экземпляры, используемые в программе. Экземпляры классов называются объектами.
Чтобы лучше понять связь между классами и объектами, можно представить класс как «чертеж» для создания объектов. По чертежу «изготавливаются» разные объекты, обладающие одними и теми же базовыми характеристиками (например, при строительстве дома — одна дверь, два окна и определенная толщина стены). Тем не менее, каждый объект существует независимо от других — изменение его характеристик никак не влияет на характеристики других объектов; например, в уже построенном доме можно прорубить дополнительное окно. Важно помнить, что у объектов все равно остается общая характеристика — количество окон.
Класс также можно рассматривать как тип данных (см. главу 2), а объект — как переменную (по аналогии с тем, как переменная $counter относится к целому, а переменная $last_name — к строковому типу). Программа может одновременно работать с несколькими объектами одного класса как с несколькими переменными целого типа. Общий формат классов РНР приведен в листинге 6.1.
Листинг 6.1. Объявление классов в РНР
class Class_name {
var $attribute_1;
...
var $attribute_N;
function function1() {
...
}
...
function functionN() {
...
} // end Class_name
Подведем итоги: объявление класса должно начинаться с ключевого слова class (подобно тому, как объявление функции начинается с ключевого слова function). Каждому объявлению атрибута, содержащегося в классе, должно предшествовать ключевое слово van. Атрибуты могут относиться к любому типу данных, поддерживаемых в РНР; их можно рассматривать как переменные с небольшими различиями, о которых вы узнаете в этой главе. После объявлений атрибутов следуют объявления методов, очень похожие на типичные объявления функций.
По общепринятым правилам имена классов ООП начинаются с прописной буквы, а все слова в именах методов, кроме первого, начинаются с прописных букв (первое слово начинается со строчной буквы). Разумеется, вы можете использовать любые обозначения, которые сочтете удобными; главное — выберите стандарт и придерживайтесь его.
Методы часто используются для работы с атрибутами классов. При ссылках на атрибуты внутри методов используется специальная переменная $this. Синтаксис методов продемонстрирован в следующем примере:
<?
class Webpage {
van $bgcolor;
function setBgColor($color) {
$this->bgcolor = $color;
}
function getBgColor() {
return $this->bgcolor;
}
}
?>
Переменная $this ссылается на экземпляр объекта, для которого вызывается метод. Поскольку в любом классе может существовать несколько экземпляров объектов, уточнение $this необходимо для ссылок на атрибуты, принадлежащие текущему объекту. При использовании этого синтаксиса обратите внимание на два обстоятельства:
атрибут, на который вы ссылаетесь в методе, не нужно передавать в виде параметра функции;
знак доллара ($) ставится перед переменной $this,
Объектно-ориентированные возможности РНР
Если вы ориентируетесь в современных технологиях программирования, объектно-ориентированное программирование (ООП) наверняка является частью вашей повседневной работы. Если же вы принадлежите к числу новичков в области ООП, после чтения этой главы и рассмотрения нескольких примеров программирование предстанет перед вами совсем в новом свете. Эта глава посвящена технологии ООП и ее реализации в РНР. В ней описан весь необходимый синтаксис и приводятся примеры, которые позволят вам заняться созданием объектно-ориентированных приложений.
Стратегию ООП лучше всего описать как смещение приоритетов в процессе программирования от функциональности приложения к структурам данных. Это позволяет программисту моделировать в создаваемых приложениях реальные объекты и ситуации. Технология ООП обладает тремя главными преимуществами:
она проста для понимания — ООП позволяет мыслить категориями повседневных объектов;
повышенно надежна и проста для сопровождения — правильное проектирование обеспечивает простоту расширения и модификации объектно-ориентированных программ. Модульная структура позволяет вносить независимые изменения в разные части программы, сводя к минимуму риск ошибок программирования;
ускоряет цикл разработки — модульность и здесь играет важную роль, поскольку различные компоненты ОО-программ можно легко использовать в других программах, что уменьшает избыточность,кода и снижает риск внесения ошибок при копировании.
Специфика ООП заметно повышает эффективность труда программистов и позволяет им создавать более мощные, масштабируемые и эффективные приложения. Многие преимущества ООП обусловлены одним из его фундаментальных принципов — инкапсуляцией. Инкапсуляцией называется включение различных мелких элементов в более крупный объект, в результате чего программист работает непосредственно с этим объектом. Это приводит к упрощению программы, поскольку из нее исключаются второстепенные детали.
Инкапсуляцию можно сравнить с работой автомобиля с точки зрения типичного водителя. Многие водители не разбираются в подробностях внутреннего устройства машины, но при этом управляют ею именно так, как было задумано. Пусть они не знают, как устроен двигатель, тормоз или рулевое управление, — существует специальный интерфейс, который автоматизирует и упрощает эти сложные операции. Сказанное также относится к инкапсуляции и ООП — многие подробности «внутреннего устройства» скрываются от пользователя, что позволяет ему сосредоточиться на решении конкретных задач. В ООП эта возможность обеспечивается классами, объектами и различными средствами выражения иерархических связей между ними (классы и объекты рассматриваются ниже).
РНР и ООП
Хотя РНР обладает общими объектно-ориентированными возможностями, он не является полноценным ОО-языком (например, таким, как C++ или Java). В частности, в РНР не поддерживаются следующие объектно-ориентированные возможности:
множественное наследование;
автоматический вызов конструкторов (если вы хотите, чтобы при конструировании объекта производного класса вызывался конструктор базового класса, вам придется вызвать его явно);
абстрактные классы;
перегрузка методов;
перегрузка операторов (это связано с тем, что РНР является языком со свободной типизацией, — за дополнительной информацией обращайтесь к главе 2);
закрытый и открытый доступ, виртуальные функции;
деструкторы;
полиморфизм.
Но и без всего перечисленного вы все равно сможете извлечь пользу из объектно-ориентированных возможностей, поддерживаемых РНР. Реализация ООП в РНР оказывает колоссальную помощь в модульном оформлении функциональности вашей программы.
Классы, объекты и объявления методов
Классы образуют синтаксическую базу объектно-ориентированного программирования. Их можно рассматривать как своего рода «контейнеры» для логически связанных данных и функций (обычно называемых методами — см. ниже). Класс представляет собой шаблон, по которому создаются конкретные экземпляры, используемые в программе. Экземпляры классов называются объектами.
Чтобы лучше понять связь между классами и объектами, можно представить класс как «чертеж» для создания объектов. По чертежу «изготавливаются» разные объекты, обладающие одними и теми же базовыми характеристиками (например, при строительстве дома — одна дверь, два окна и определенная толщина стены). Тем не менее, каждый объект существует независимо от других — изменение его характеристик никак не влияет на характеристики других объектов; например, в уже построенном доме можно прорубить дополнительное окно. Важно помнить, что у объектов все равно остается общая характеристика — количество окон.
Класс также можно рассматривать как тип данных (см. главу 2), а объект — как переменную (по аналогии с тем, как переменная $counter относится к целому, а переменная $last_name — к строковому типу). Программа может одновременно работать с несколькими объектами одного класса как с несколькими переменными целого типа. Общий формат классов РНР приведен в листинге 6.1.
Листинг 6.1. Объявление классов в РНР
class Class_name {
var $attribute_1;
...
var $attribute_N;
function function1() {
...
}
...
function functionN() {
...
} // end Class_name
Подведем итоги: объявление класса должно начинаться с ключевого слова class (подобно тому, как объявление функции начинается с ключевого слова function). Каждому объявлению атрибута, содержащегося в классе, должно предшествовать ключевое слово van. Атрибуты могут относиться к любому типу данных, поддерживаемых в РНР; их можно рассматривать как переменные с небольшими различиями, о которых вы узнаете в этой главе. После объявлений атрибутов следуют объявления методов, очень похожие на типичные объявления функций.
По общепринятым правилам имена классов ООП начинаются с прописной буквы, а все слова в именах методов, кроме первого, начинаются с прописных букв (первое слово начинается со строчной буквы). Разумеется, вы можете использовать любые обозначения, которые сочтете удобными; главное — выберите стандарт и придерживайтесь его.
Методы часто используются для работы с атрибутами классов. При ссылках на атрибуты внутри методов используется специальная переменная $this. Синтаксис методов продемонстрирован в следующем примере:
<?
class Webpage {
van $bgcolor;
function setBgColor($color) {
$this->bgcolor = $color;
}
function getBgColor() {
return $this->bgcolor;
}
}
?>
Переменная $this ссылается на экземпляр объекта, для которого вызывается метод. Поскольку в любом классе может существовать несколько экземпляров объектов, уточнение $this необходимо для ссылок на атрибуты, принадлежащие текущему объекту. При использовании этого синтаксиса обратите внимание на два обстоятельства:
атрибут, на который вы ссылаетесь в методе, не нужно передавать в виде параметра функции;
знак доллара ($) ставится перед переменной $this,
Комментарии (0)
Скачать Java книгу»php/mysql/pdo/js
В библиотеку